Безрукова Ирина Александровна, воспитатель МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Тополек»
|
Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств посредством сюжетно - ролевой игры «Космос»Актуальность. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов. Задача воспитателя в том, чтобы создать условия для формирования у детей нравственно-патриотических чувств через знакомство с историей отечественной космонавтики. Если это получится, возможно, ребенок не просто заинтересуется астрономией на некоторое время, а по-настоящему ее полюбит и сможет в будущем совершить какое-нибудь грандиозное научное открытие. А кто-то - всерьез и надолго, мечтая однажды полететь на Луну или еще дальше, повторит подвиг Гагарина или откроет новую звезду. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Цель: приобщение детей к духовно-нравственным и нравственно патриотическим ценностям через знакомства и понимание значение слов «космос», «космическое пространство». Задачи: 1. Расширить знания детей о профессии космонавт, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях, о достижениях отечественной космонавтики. 2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, умение поддерживать беседу. 3. Развивать умения развёртывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог. 4. Учить анализировать игровые действия товарищей, критически оценивать поведение в игре. 5. Развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры. 6. Развивать умения использовать в игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности. 7. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей. 8. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. 9. Воспитывать любознательность, дружеские отношения, умение работать в команде. Обогащение и активизация словаря: Предметы: космос, ракета, космонавт, экипаж, скафандр, руководитель полета, диспетчер, центр полетов, бортинженер, лаборант, исследование, ступень ракеты, взлет, посадка, звезды, планета, Земля, Марс, Венера, Сатурн, Юпитер, созвездия, невесомость, солнечная система, космодром, орбита, инопланетянин, грунт, метеорит. Признаки: солнечный, земной, звездный, космический, далекий, светлый, яркий, темный. Действия: летать, приземляться, светить, сверкать. Атрибуты: - обмундирование космонавтов (скафандры, шлемы, приборы для сбора материла с планеты); - маски инопланетян; - пазлы и материалы для создания ракеты; - костюмы для конструкторов, лаборантов, врачей; - приборы и материал для исследования и проведения опытов, медицинское оборудование и инструменты, фотоаппарат, телескоп. Состав ролей и игровых действий: - Космонавт (астронавт) - проводит биологические, химические, физические исследования на Международной космической станции и в открытом космосе. Испытывает новую технику, ремонтирует бортовое оборудование, предотвращает аварийные ситуации. Работает, спит и ест в невесомости в интернациональной команде космонавтов. Каждый день любуется Землей и звездами из иллюминатора. - Руководитель полета (диспетчер) – руководит полётом с центра управления полетами. - Капитан корабля – отдаёт приказы, держит связь с руководителем по полёту. - Бортинженер – выполняют приказы капитана корабля, следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки. - Астроном - наблюдает за космическими объектами, включая планеты, звезды, галактики. Астрономы могут опираться на данные наземного (телескопы) или космического оборудования (зонды). Анализ данных, которые они собирают, дает ключ к вопросам космического масштаба: возраст и строение планет, размеры и происхождение вселенной. - Инженер-конструктор - проектирует, строит и испытывает самолеты, ракеты и космические корабли. В своих работах инженеры-конструкторы должны учитывать ограничения каждой среды. Например, поскольку реактивные двигатели не работают в космосе, где нет воздуха для толкания, инженеры аэрокосмической промышленности вместо этого используют ракеты, которые работают на жидком кислороде и ракетном топливе для создания тяги. - Инженер бортового оборудования - исследует, проектирует, разрабатывает и тестирует компьютерные системы и оборудование, которые используются для измерения активности в космическом пространстве или на Земле. Инженерам бортового оборудования важно уметь составить техническую документацию, чтобы любой космонавт потом мог воспользоваться или отремонтировать оборудование. - Авиамеханик - в сотрудничестве с другими специалистами создает такие продукты, как датчики, инструменты, двигатели или ремонтирует машины, которые необходимы для космических полетов. Например, механики могут сотрудничать с инженерами-конструкторами для разработки рулевого механизма на соплах ракет. - Инженер-строитель - проектирует или строит инфраструктуру космодрома. Вокруг космодромов вырастают целые города, которым требуются инженеры-строители, а также строительные рабочие - маляры, штукатурщики, бетонщики, крановщики и другие специалисты. - Космический биолог - исследует биологические системы в условиях космоса и на других планетах. Специалисты этой перспективной профессии смогут выращивать на космических станциях растения и разводить животных. - Главный научный сотрудник – руководит за ходом проведения опытов. - Специалист по космической медицине - проводит отбор космонавтов для полета, следит за их самочувствием и психологическим состоянием. При его участии проектируются скафандры и системы жизнеобеспечения летательных аппаратов. - Репортер и оператор – берут интервью, снимают на камеру все происходящее. - Менеджер космического туризма - разрабатывает программы для туристов, которые хотят побывать в космосе в развлекательных целях. Контролирует процесс подготовки туриста к полету. Пока в космосе побывало 7 непрофессиональных космонавтов, и вопрос менеджмента таких полетов только появился, но с развитием частных космических организаций эта профессия станет востребована. Созданная развивающая предметно-пространственная среда учитывает следующие принципы: 1) Насыщенность среды - соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. В средней группе дети знакомятся с темой «День космонавтики. Звездолёты»; в старшей группе – работаем над темой «День космонавтики. Космонавты»; в подготовительной группе - «День космонавтики. На космических орбитах - далёкие планеты». Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (зоны «Созвездия», «Солнечная система», «Покорители космоса», «Звездолёты»). Оно обеспечивает: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (воздушные шарики); - двигательную активность, участие в подвижных играх и соревнованиях. - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением – дети с удовольствием рассматривают созданную образовательную среду; - возможность самовыражения детей – во время организованных бесед с детьми, они делятся уже имеющимися знаниями о космосе, которые получили из мультфильмов, книг, телепередач и интернета. 2) Трансформируемость и полифункциональность - созданная образовательная зона, предполагает возможность изменений размещенных материалов в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Вариативность образовательной зоны: наличие различных зон для образования детей (центр конструирования, центр познания, центр творчества), дети по желанию могут выбрать понравившуюся игру, используя макеты изучить ракету, скафандр, солнечную систему. В Центре познания имеются иллюстрации, фотографии, картины о космосе. Для удобства ребят сделана выставка книг для чтения и рассматривания: «Что мы знаем о космосе», «Я изучаю космос», энциклопедия «Космос», энциклопедия «Планета Земля». Изготовлен лэпбук «Космос». Создан центр, где детям в доступной форме можно рассказать: как происходит смена дня и ночи, времен года, как происходит затмение солнца, почему в космосе темно, дать объяснения, почему все планеты вращаются вокруг солнца, как происходит круговорот воды в природе. Также имеются дидактические игры по теме «Космос»: набор юного астронома «Карта созвездий», пазл «Ракета», напольный пазл «В космосе», развивающий набор с цветной фольгой «Изучаем космос», шнуровка «Весёлые задания», обучающие вкладыши «Планеты», игры на липучках «Космические заплатки», «Собери открытку», «Космические корабли». В центре конструирования имеется альбом «Схемы и чертежи ракет и космических кораблей», различный строительный материал, модули, конструкторы. В центре творчества имеются наборы для творчества: трафареты, наклейки, раскраска «Вселенная», водной раскраской «Космос», длинной раскраской с заданиями «В космосе», тетрадью пиши-стирай «Космомир», а также имеются контейнеры с неоформленным материалом (картон, втулки от туалетной бумаги, кусочки цветной бумаги и фольги, контейнеры от шоколадных яиц, маленькие коробочки и т. д.), что позволяет ребятам развивать свои творческие способности. Творческий подход к подбору оборудования, пособий, игр и игрушек исходил из условий и возможностей групповой комнаты. 4) Доступность использования образовательной зоны: - у детей свободный доступ ко всем пособиям и игровым материалам, в том числе есть возможность у родителей вместе с детьми позаниматься, рассмотреть материалы, порисовать и полепить; - исправность и сохранность материалов и оборудования – все материалы заламинированы, поэтому их можно использовать в течение долгого времени, воспитатели и родители могут взять карточки в группы/ домой для свободной организации детской деятельности. 5) Безопасность – все материалы, использованные в образовательной среде хорошего качества и соответствуют возрастным возможностям детей. Образовательная зона находится в хорошо освещенном искусственным светом помещении. Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм и методов работы и заинтересованности всех участников, вполне доступно овладевают элементарными знаниями о космосе, космическом пространстве, науке – астрономия. В результате чего происходит формирование нравственно-патриотических чувств, через представление об окружающем их мире, обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и речевого общения. Список использованной литературы 1. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО / Под ред. Н. Е. Вераксы, Э. М. Дорофеевой, И. И. Комаровой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 2. Космос. Детская энциклопедия. Москва, 2000. 3. Левитан Е.П. О звездах и планетах, Москва 1981г. 4. Скорлупова О.А. Большое космическое путешествие: Игровая неделя в ДОУ. - М., 2003. 5. Скорлупова О.А. Покорение космоса, 2-е издание, Москва 2007г. 19 февраля 2023 в 10:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.